ОТЧЕТ
По учебной практике
ПМ.01. Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем
ПМ.04. Выполнение работ по профессии 16199 "Оператор электронно- вычислительных и вычислительных машин"
УГС: 09.00.00 Информатика и вычислительная
Специальность: 09.02.03Программирование в компьютерных системах
Квалификация выпускника: техник-программист
Выполнил студент гр. ПКС-16 КТ ТИ
Афанасьев Василий
Руководители практики:
Л.Н.Алексеева
Т.Ц.Кириллина
Оценка _____________
Дата сдачи__________
Якутск – 2017
Введение………………………………………………………………………………………………3
1. Краткая характеристика базы практики………………………………………………………….7
1.1. Краткая характеристика материально – технического оборудования лабораторий………...8
1.2. Краткая характеристика программного обеспечения лабораторий…………………………..9
1.3. Техника безопасности…………………………………………………………………………..10
2. Описание технологий выполненных работ……………………………………………………..12
2.1 ПМ.01. Теоретические основы для выполнения работ………………………………………12
2.1.1. ПМ.01. Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем………………………………………………………………………………………………...13
2.1.2 ПМ.04. Выполнение работ по профессии 16199 "Оператор электронно- вычислительных и вычислительных машин"………………………………………………………………………………….15
2.2. Описание технологий выполненных работ…………………………………………………...22
2.2.1.ПМ.04.01 Выполнение работ по профессии 16199 "Оператор электронно- вычислительных и вычислительных машин"……………………………………………………………30
Заключение…………………………………………………………………………………………..39
Список использованной литературы………………………………………………………………42
ВВЕДЕНИЕ
Учебная практика - вид практики по получению первичных профессиональных умений, по ознакомлению с производством.
Целями учебной практики по УГС 09.00.00 Информатика и вычислительная техника связи по специальности : освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности по данной специальности, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы по специальности.
Учебная практика по специальности направлена на формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей ППССЗ СПО по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах .
Задачи учебной практики
В ходе освоения программы учебной практики студент должен:
иметь практический опыт:
· разработки алгоритма поставленной задачи и реализации его средствами автоматизированного проектирования;
· разработки кода программного продукта на основе готовой спецификации на уровне модуля;
· использования инструментальных средств на этапе отладки программного продукта;
· проведения тестирования программного модуля по определенному сценарию;
· ввода цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с различных носителей, периферийного и мультимедийного оборудования;
· конвертирования медиа файлов в различные форматы, экспорта и импорта файлов в различные программы-редакторы;
· обработки аудио-, визуального и мультимедийного контента с помощью специализированных программ-редакторов;
· создания и воспроизведения видео роликов, презентаций, слайд-шоу, медиа-файлов и другой игровой продукции из исходных аудио;
уметь:
по ПМ.01. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНЫХ МОДУЛЕЙ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ:
· осуществлять разработку кода программного модуля на современных языках программирования;
· создавать программу по разработанному алгоритму как отдельный модуль;
· выполнять отладку и тестирование программы на уровне модуля;
· оформлять документацию на программные средства;
· использовать инструментальные средства для автоматизации оформления документации;
по ПМ.04. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ: 16199 ОПЕРАТОР ЭЛЕКТРОННО - ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН:
· подключать и настраивать параметры функционирования персонального компьютера, периферийного и мультимедийного оборудования;
· настраивать основные компоненты графического интерфейса операционной системы и специализированных программ редакторов;
· управлять файлами данных на локальных, съемных запоминающихся устройствах, а также на дисках локальной компьютерной сети и в Интернете;
· вводить цифровую и аналоговую информацию в персональный компьютер с различных носителей, периферийного и мультимедийного оборудования;
· создавать и редактировать графические объекты с помощью программ для обработки растровой и векторной графики;
· Конвертировать файлы с цифровой информацией в различные форматы;
· производить сканирование прозрачных и непрозрачных оригиналов;
· производить съемку и передачу цифровых изображений с фото- и видеокамеры на персональный компьютер;
· обрабатывать аудио, визуальный контент и медиа-файлы средствами звуковых, графических и видео-редакторов;
· создавать видеоролики, презентации, слайд шоу, медиа-файлы и другую итоговую продукцию из исходных аудио, визуальных и мультимедийных компонентов;
· воспроизводить аудио, визуальный контент и медиа-файлы средствами персонального компьютера и мультимедийного оборудования;
· производить распечатку, копирование и тиражирование документов на принтер и другие периферийные устройства вывода;
· использовать мультимедиа-проектор для демонстрации содержимого экранных форм с персонального компьютера;
· вести отчетную и техническую документацию;
знать:
по ПМ.01. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНЫХ МОДУЛЕЙ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ:
· основные этапы разработки программного обеспечения;
· основные принципы технологии структурного и объектно-ориентированного программирования;
· основные принципы отладки и тестирования программных продуктов;
· методы и средства разработки технической документации.
по ПМ.04. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ: 16199 ОПЕРАТОР ЭЛЕКТРОННО - ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН:
· принципы цифрового представления звуковой, графической, видео и мультимедийной информации в персональном компьютере;
· виды и параметры форматов аудио-, графических- и видео-и мультимедийных файлов и методы их конвертирования;
· назначение, возможности, правила эксплуатации мультимедийного оборудования;
· основные типы интерфейсов для подключения мультимедийного оборудования;
· основные приемы обработки цифровой информации;
· назначение, разновидности и функциональные возможности программ обработки звука;
· назначение, разновидности и функциональные возможности программ графических изображений;
· назначение, разновидности и функциональные возможности программ обработки видео- и мультимедиа контента.
И следующие профессиональные компетенции:
по ПМ.01. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНЫХ МОДУЛЕЙ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ:
ПК.1.1. Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент.
ПК 1.2. Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля.
ПК 1.3.Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств.
ПК 1.4. Выполнять тестирование программных модулей.
ПК 1.5. Осуществлять оптимизацию программного кода модуля.
ПК 1.6. Разрабатывать компоненты проектной и технической документации с использованием графических языков спецификаций.
по ПМ.04. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ: 16199 ОПЕРАТОР ЭЛЕКТРОННО - ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН:
ПК.6.1. Выполнять ввод цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с различных носителей.
ПК 6.2. Конвертировать файлы с цифровой информацией в различные форматы.
ПК 6.3. Обрабатывать аудио и визуальный контент средствами звуковых, графических и видео-редакторов.
ПК 6.4. Создавать видеоролики, презентации, слайд-шоу, медиа-файлы и другую итоговую продукцию из исходных аудио, визуальных и мультимедийных компонентов.
ПК.6.5. Воспроизводить аудио, визуальный контент и медиа-файлы средствами персонального компьютера и мультимедийного оборудования.
ПК 7.1. Формировать медиатеки для структурированного хранения и катологизации цифровой информации.
ПК 7.2. Управлять размещением цифровой информации на дисках персонального компьютера, а также дисковых хранилищах локальной и глобальной компьютерной сети.
ПК 7.3. Тиражировать мультимедиа контент на различных съемных носителях информации.
ПК.7.4. Публиковать мультимедиа контент в Интернете.
Структура и трудоемкость учебной практики
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Недели | Общая трудоемкость | Формы текущего контроля | |
Кредиты | Часы | ||||
Подготовительный этап, включающий установочную конференцию (инструктаж по технике безопасности) | Участие в конференции; проверка дневника практики; | ||||
ПМ 01. РАЗРБОТКА ПРОРАММНЫХ МОДУЛЕЙ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ МДК.01.01. Системное программирование МДК.01.02. Прикладное программирование | |||||
Виды работ: · Разработка кода программного модуля на языке С++. · Создание информационной базы средствами 1С: Предприятие. · Построение простейших фигур, редактирование объектов с помощью САПР. | |||||
ПМ.04. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО РАБОЧЕЙ ПРОФЕССИИ: 16199 ОПЕРАТОР ЭЛЕКТРОННО - ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН МДК.04.01. Технология создания и обработки мультимедийной информации МДК.04.02. Технология публикации цифровой мультимедийной информации | |||||
Виды работ: · Методы обработки фотографий · Технологии создания и обработки мультимедийной информации · Создание видео | Проверка и анализ отчетных материалов |
Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике
Использовались компьютерные технологии, технология сотрудничества, игровые технологии, модульная технология, научно – исследовательские технологии и другие.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
Требования безопасности перед началом работы
1) Запрещено входить в кабинет в верхней одежде, головных уборах, с громоздкими предметами и едой
5) Перед началом занятий все личные мобильные устройства учащихся (телефон, плеер и т.п.) должны быть выключены
6) Разрешается работать только на том компьютере, который выделен на занятие
7) Перед началом работы студент обязан осмотреть рабочее место и свой компьютер на предмет отсутствия видимых повреждений оборудования
Требования безопасности во время работы
1) С техникой обращаться бережно: не стучать по мониторам, не стучать мышкой о стол, не стучать по клавишам клавиатуры
2) При возникновении неполадок: появлении изменений в функционировании аппаратуры, самопроизвольного её отключения необходимо немедленно прекратить работу и сообщить об этом преподавателю
3) Не пытаться исправить неполадки в оборудовании самостоятельно
4) Выполнять за компьютером только те действия, которые говорит преподаватель
5) Контролировать расстояние до экрана и правильную осанку
6) Не допускать работы на максимальной яркости экрана дисплея
7) В случае возникновения нештатных ситуаций сохранять спокойствие и чётко следовать указаниям преподавателя.
Запрещается
· Эксплуатировать неисправную технику
· При включённом напряжении сети отключать, подключать кабели, соединяющие различные устройства компьютера
· Работать с открытыми кожухами устройств компьютера
· Касаться экрана дисплея, тыльной стороны дисплея, разъёмов, соединительных кабелей, токоведущих частей аппаратуры
· Касаться автоматов защиты, пускателей, устройств сигнализации
· Во время работы касаться труб, батарей
· Самостоятельно устранять неисправность работы клавиатуры
· Нажимать на клавиши с усилием или допускать резкие удары
· Пользоваться каким-либо предметом при нажатии на клавиши
· Передвигать системный блок, дисплей или стол, на котором они стоят
· Загромождать проходы в кабинете сумками, портфелями, стульями
· Брать сумки, портфели за рабочее место у компьютера
· Брать с собой в класс верхнюю одежду и загромождать ею кабинет
· Быстро передвигаться по кабинету
· Класть какие-либо предметы на системный блок, дисплей, клавиатуру.
· Работать грязными, влажными руками, во влажной одежде
· Работать при недостаточном освещении
· Работать за дисплеем дольше положенного времени.
Проектирование
На основе предыдущего этапа проводится проектирование системы. Эта методология проектирования соединяет в себе объектную декомпозицию, приемы представления физической, логической, а также динамической и статической моделей системы.
Во время проектирования разрабатываются проектные решения по выбору платформы, где будет функционировать система языка или языков реализации, назначаются требования к пользовательскому интерфейсу, определяется наиболее подходящая СУБД. Разрабатывается функциональная спецификация ПО: выбирается архитектура системы, оговариваются требования к аппаратному обеспечению, определяется набор орг. мероприятий, которые необходимы для внедрения ПО, а также перечень документов, регламентирующих его использование.
Реализация
Данный этап разработки программного обеспечения организован в соответствии с моделями эволюционного типа жизненного цикла ПО. При разработке применяются экспериментирование и анализ, строятся прототипы, как целой системы, так и ее частей. Прототипы дают возможность глубже вникнуть в проблему и принять все необходимые проектные решения еще на ранних этапах проектирования. Такие решения могут затрагивать разные части системы: внутреннюю организацию, пользовательский интерфейс, разграничение доступа и т.д. В результате этапа реализации появляется рабочая версия продукта.
Тестирование продукта
Тестирование тесно связано с такими этапами разработки программного обеспечения как проектирование и реализация. В систему встраиваются специальные механизмы, которые дают возможность производить тестирование системы на соответствие требований к ней, проверку оформления и наличие необходимого пакета документации.
Результатом тестирования является устранение всех недостатков системы и заключение о ее качестве.
Внедрение и поддержка
Внедрения системы обычно предусматривает следующие шаги:
· обучение пользователей,
· эксплуатация.
2)Основные принципы технологии структурного и объектно-ориентированного программирования;
Структурное программирование представляет собой совокупность рекомендуемых технологических приемов, охватывающих выполнение всех этапов разработки программного обеспечения. Были сформулированы основные принципы выполнения разработки:
Собственно, структурное программирование , рекомендующее определенные структуры алгоритмов и стиль программирования (чем нагляднее текст программы, тем меньше вероятность ошибки);
Принцип сквозного структурного контроля , предполагающий проведение содержательного контроля всех этапов разработки (чем раньше обнаружена ошибка, тем проще ее исправить).
3)Основные принципы отладки и тестирования программных средств .
Принципы отладки
Принципы локализации ошибок: Большинство ошибок обнаруживается вообще без запуска программы - просто внимательным просматриванием текста. Если отладка зашла в тупик и обнаружить ошибку не удается, лучше отложить программу. Когда глаз "замылен", эффективность работы упорно стремится к нулю. Чрезвычайно удобные вспомогательные средства - это отладочные механизмы среды разработки: трассировка, промежуточный контроль значений. Можно использовать даже дамп памяти, но такие радикальные действия нужны крайне редко. Экспериментирования типа "а что будет, если изменить плюс на минус" - нужно избегать всеми силами. Обычно это не дает результатов, а только больше запутывает процесс отладки, да еще и добавляет новые ошибки.
Принципы исправления ошибок еще больше похожи на законы Мерфи: Там, где найдена одна ошибка, возможно, есть и другие. Вероятность, что ошибка найдена правильно, никогда не равна ста процентам. Наша задача - найти саму ошибку, а не ее симптом. Это утверждение хочется пояснить. Если программа упорно выдает результат 0,1 вместо эталонного нуля, простым округлением вопрос не решить. Если результат получается отрицательным вместо эталонного положительного, бесполезно брать его по модулю - мы получим вместо решения задачи ерунду с подгонкой.
Исправляя одну ошибку, очень легко внести в программу еще парочку. "Наведенные" ошибки - настоящий бич отладки. Исправление ошибок зачастую вынуждает нас возвращаться на этап составления программы. Это неприятно, но порой неизбежно.
Векторное изображение представляет собой совокупность графических примитивов. Каждый примитив состоит из элементарных отрезков кривых, параметры которых (координаты узловых точек, радиус кривизны и пр.) описываются математическими формулами.
II-1) Виды и параметры форматов видео и методы их конвертирования.
В первую очередь определимся с видеостандартами . Их обязательно нужно учитывать при создании видеофильма или видеоролика.
PAL - видеостандарт аналогового цветного телевидения, используемый в Европе и России: размер видео 720х576, 25 fps (25 кадров в секунду). NTSC - стандарт аналогового цветногоо телевидения, разработанный в США, разрешение 720х480, 29,97 fps.
MPEG - один из основных стандартов сжатия. Аббревиатура MPEG (Moving Pictures Expert Group) - это название международного комитета, занимающегося разработкой данного стандарта сжатия. Его разновидности: DVD-, HDD-, Flash-камеры. MPEG-3 - сейчас не используется. Не путаем его с MP3 (MPEG Audio Layer 3) - технологией сжатия звука! MPEG-4 - это формат, получаемый с помощью известных кодеков DivX, XviD, H.264 и др. Часто его называют просто MP4. Уменьшает видеопоток еще сильнее, чем MPEG-2, но картинка приличного качества, поэтому этот формат поддерживает большинство современных DVD-плееров. Особо нужно отметить высокое качество видео, сжатого кодеком последнего поколения H.264 .3gp - видео для мобильных телефонов третьего поколения, имеют малый размер и низкое качество.
Формат графического файла
- способ представления и расположения графических данных на внешнем носителе.
Векторные форматы
Файлы векторного формата содержат описания рисунков в виде набора команд для построения простейших графических объектов (линий, окружностей, прямоугольников, дуг и т. д.).
Растровые форматы
В файлах растровых форматов запоминаются:
Размер изображения - количество видео пикселей в рисунке по горизонтали и вертикали
Битовая глубина - число битов, используемых для хранения цвета одного видео пикселя
Данные, описывающие рисунок (цвет каждого видео пикселя рисунка), а также некоторая дополнительная информация.
TIFF (Taged Image File Format) - стандартный формат в топографической графике и издательских системах. Файлы в формате TIFF обеспечивают лучшее качество печати. Из-за большого размера, данный формат не применяется при создании Web-сайтов и публикации в Интернет.
III-1) Назначение, возможности, правила эксплуатации мультимедийного оборудования.
Проектор - оптический прибор, предназначенный для создания действительного изображения плоского предмета небольшого размера на большом экране. Появление проекционных аппаратов обусловило возникновение кинематографа, относящегося к проекционному искусству.
Назначение.
Принцип действия проектора с модуляцией света заключается в том, что поток света падает последовательно на два поглощающих свет растра, между которыми находится масляная плёнка на зеркальной поверхности. Если масляная плёнка не возмущена, свет оказывается задержан обоими растрами и экран совершенно чёрный. Масляная плёнка помещается внутрь электронно-лучевой трубки, которая и формирует на ней распределение заряда в соответствии с поступающим видеосигналом. Распределение заряда, в сочетании с приложенным к зеркалу потенциалом, порождает возмущение поверхности плёнки. Проходя через этот участок плёнки, световой поток проходит мимо второго растра и попадает на экран в соответствующую точку.
Возможности.
Современные мультимедийные проекторы имеют, как правило, стандартный набор функциональных возможностей, среди которых:
· наличие экранного меню и пульта дистанционного ИК управления (иногда такой пульт может превращаться в кабельный),
· инверсия изображения по горизонтали и по вертикали, что позволяет использовать просветные экраны и потолочное крепление проектора,
· возможность регулировки яркости, контрастности, чёткости изображения,
· возможность настройки цветовой гаммы,
· возможность работы с 3D контентом,
· возможность работы в интерактивном режиме (интерактивный проектор),
· возможность подстройки под параметры входных компьютерных и видео сигналов,
· возможность дистанционного управления курсором компьютера (так наз. инфракрасная экранная мышь),
· возможность корректировки трапецеидальных искажений изображения,
· возможность выбора языка меню,
· наличие экономичного режима работы (уменьшение светового потока на 15-20%, обеспечивающее увеличение срока службы лампы в 1,5-2 раза).
Правила.
1. Не вскрывайте корпус устройства. Кроме проекционной лампы в устройстве нет деталей, требующих обслуживания пользователем. Для проведения технического обслуживания обращайтесь к квалифицированным специалистам.
2. Обращайте внимание на все предупреждения и предостережения, приведенные в данном руководстве и указанные на корпусе устройства.
3. Проекционная лампа чрезвычайно яркая. Во избежание повреждения глаз, не смотрите в объектив, когда лампа включена.
4. Не располагайте проектор на неустойчивой поверхности, тележке или стойке.
5. Избегайте использования проектора вблизи воды, под прямыми лучами солнца или рядом с нагревательными приборами.
6. Не кладите на проектор тяжелые предметы, вроде книг или сумок.
Перед нами цифровой мультимедийный интерфейс для несжатых HDTV-сигналов с разрешением до 1920x1080 (или 1080i), со встроенным механизмом защиты авторских прав Digital Rights Management (DRM). Текущая технология использует вилки типа A с 19 контактами.
Serial-ATA
SATA является последовательным интерфейсом для подключения накопителей (сегодня это, в основном, жёсткие диски) и призван заменить старый параллельный интерфейс ATA. Стандарт Serial ATA первого поколения сегодня используется очень широко и обеспечивает максимальную скорость передачи данных 150 Мбит/с. Максимальная длина кабеля составляет 1 метр. SATA использует подключение "точка-точка", когда один конец кабеля SATA подсоединяется к материнской плате ПК, а второй - к жёсткому диску. Дополнительные устройства к этому кабелю не подключаются, в отличие от параллельного ATA, когда на каждый кабель можно "вешать" два привода. Так что накопители "master" и "slave" уходят в прошлое.
Назначение.
Аудио редакторы используются для записи музыкальных композиций, подготовки фонограмм для радио, теле и интернет-вещания, озвучивания фильмов и компьютерных игр, реставрации старых фонограмм (предварительно оцифрованных), акустического анализа речи. Аудио редакторы профессионально используются звукорежиссёрами.
Возможности.
Функции аудио редакторов могут отличаться в зависимости от их предназначения. Самые простые из них, зачастую свободно распространяемые, имеют ограниченные возможности по редактированию звука и минимальное количество поддерживаемых аудио форматов. Профессиональные пакеты могут включать многодорожечную запись, поддержку профессиональных звуковых плат, синхронизацию с видео, расширенный набор кодеков, огромное количество эффектов как внутренних, так и подключаемых - плагинов.
Разновидности .
FL Studio (ранее - Fruity Loops ) - цифровая звуковая рабочая станция (DAW) и секвенсор для написания музыки. Музыка создаётся путём записи и сведения аудио- или MIDI-материала. Готовая композиция может быть записана в формате WAV, MP3 или OGG.
MAGIX Music Maker - программа для создания и записи музыки в домашних условиях, разработанная немецкой компанией Magix Software. Часть интерфейса Music Maker заимствована у программы Samplitude, которая является профессиональной звуковой рабочей станцией, в то время как Music Maker ориентирована в основном на начинающих музыкантов. С момента выпуска первой версии Music Maker в 1994 году было продано более одного миллиона лицензий, что сделало её одной из самых успешных программ для создания музыки в Европе. Цена лицензии от 60$.
Применение.
Использование графических редакторов для генерирования схем по вышивке, бисер оплетению и вязанию. При помощи графических редакторов (например, EmbroBox или BeadsWicker) можно создавать схемы для выполнения работ в разных техниках (например, «ткачество», «мозаика» или «кирпичный стежок»), а также ажурные схемы. За основу можно взять любую фотографию или отсканированный рисунок (в форматах BMP, JPEG, GIF). Готовую схему можно распечатать, в том числе и с использованием условных обозначений цвета, а можно сохранить как цифровой рисунок в наиболее удобном для художника формате (см. выше). Особенно полезной функцией в подобных редакторах является настройка количества используемых в вышивке/плетении цветов. Художник может сделать как полноцветную схему, так и эскиз для работы, выполненной в ограниченной цветовой палитре (например, эскиз для вышивки крестом полотенца, выполняющейся черными и красными нитками по белому полю).
Возможности.
Графический редактор позволяет быстро и эффективно отредактировать фотографию, создать монтаж, и даже нарисовать рисунок «с чистого листа». Как инструмент для художника он, может быть, может показаться не таким удобным, как специально для этого предназначенные графические редакторы, но это только на первый взгляд. Программа имеет все необходимые средства для рисования, начиная от простейшего пера, с изменяемой и легко настраиваемой «кистью», до множества цветовых палитр, которые позволяют «смешивать» цвета в любой пропорции. Имеются и инструменты векторной графики, которые зачастую позволяют значительно ускорить и облегчить работу. А если заняться рисованием на профессиональном уровне, то программа позволяет легко подключить графический планшет и полностью реализовать свои фантазии.
Разновидности.
1) Графический редактор Paint -- простой однооконный графический редактор, который позволяет создавать и редактировать достаточно сложные рисунки.Окно графического редактора Paint имеет стандартный вид. 2) Photoshop фирмы Adobe многооконный графический редактор позволяет создавать и редактировать сложные рисунки, а также обрабатывать графические изображения (фотографии). Содержит множество фильтров для обработки фотографий (изменение яркости, контрастности и т.д.). 3) Программа Microsoft Draw -- входящая в комплект MS Office. Эта программа служит для создания различных рисунков, схем. Обычно вызывается из MS Word. 4) Adobe Illustrator, Corel Draw -- программы используются в издательском деле, позволяет создавать сложные векторные изображения. |
Назначение.
Сoздaниe видeoфильмoв мoжeт cтaть oчeнь цeнным умeниeм в пpaктикe работы учитeля инфopмaтики. Aвтopcкий видeoфильм – этo cpeдcтвo цeлeнaпpaвлeннoгo нaгляднoгo oбучeния, пoвышaющий интepec шкoльникoв к пpeдмeту. C дpугoй cтopoны, oбучeниe coздaнию видeo c paзличными cпeцэффeктaми может содействовать тaкжe пpoфopиeнтaциoннoму вocпитaнию.
Возможности.
Захват
Помимо возможности загружать готовые видеофайлы, многие редакторы позволяют захватывать видео, то есть сохранять видеопоток в файл. Как правило, фонограмма записывается одновременно с видео, но также может быть записана позже, при монтаже, в виде аудио комментариев или дополнительного звукового сопровождения.
В целях экономии дискового пространства видеопоток при захвате сжимается, то есть кодируется с применением алгоритмов компрессии. Выбор параметров кодирования зависит от возможностей компьютера или монтажной станции, разумного соотношения размера файла и качества видео, а также от дальнейших намерений по использованию этого файла.
Монтаж
Простейшим возможностями монтажа обладают все видео редакторы, как то возможность разрезать или склеивать фрагменты видео и звука. Но более продвинутые приложения имеют намного больше возможностей, позволяющие изменять характеристики видео, создавать различные переходы между роликами, изменять масштаб и формат видео, добавлять и устранять шум, производить цветовую коррекцию, добавлять титры и графику, управлять звуковой дорожкой, наконец, создавать стереоскопическое видео (3D).
Разновидности.
Sony Vegas - профессиональная программа для многодорожечной записи, редактирования и монтажа видео и аудио потоков.
Vegas предлагает неограниченное количество видео- и аудио-дорожек, продвинутые инструменты для обработки звука, поддержку многоканального ввода-вывода в режиме полного дуплекса (для вывода сигнала можно задействовать 26 физических выходов с независимой шиной микширования на каждом), ресемплинг в реальном времени, автоматическое создание кроссфейдов, синхронизация посредством MIDI Time Code и MIDI Clock, дизеринг (с нойс-шейпингом) на выходах подгрупп и 24/32-разрядный звук с частотой дискретизации 192 кГц. Для обработки звука в реальном времени можно установить в разрыв каждой дорожки четырех-полосный параметрический эквалайзер и компрессор, а также использовать 32 посыла на подключаемые модули формата DirectX.
AdobePremierePro-профессиональная программа нелинейного видеомонтажа компании Adobe Systems. Является наследником программы Adobe Premiere (последняя вышедшая версия которой носила номер 6.5). Первая версия программы (она же Adobe Premiere 7) вышла 21 августа 2003 года для операционных систем семейства Windows. Начиная с третьей версии программа стала доступной и для операционных систем OS X. Первые две версии выходили отдельными продуктами, третья версия вышла в составе пакета Adobe Creative Suite 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате выполнения программы учебной практики выполнены задачи :
Закрепление, углубление и расширение теоретических знаний, умений и навыков, полученных студентами в процессе теоретического обучения;
Овладение профессионально – практическими умениями, производственными навыками и передовыми методами труда;
Овладение нормами профессии в мотивационной сфере: осознание мотивов и духовных ценностей в избранной профессии;
Овладение основами профессии в операционной сфере: ознакомление и усвоение методологии решения профессиональных задач (проблем);
Изучение разных сторон профессиональной деятельности: социальной, правовой, гигиенической, психологической, психофизической, технической, технологической, экономической.
В ходе прохождения учебной практики были выполнены практические работы для формирования общих компетенций, включающих в себя способность:
OK1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
и профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности:
ПК 1.1. Выполнять разработку спецификаций от
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДОНЕЦКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной практики УП.01
профессионального модулю ПМ.01 Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем
по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»
Составители:
Волков Владимир Александрович, преподаватель компьютерных дисциплин квалификационной категории «специалист высшей категории», ГПОУ «Донецкий промышленно-экономический колледж»
Программа согласована: Вовк Павел Андреевич, директор «Smart IT Service»
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ | |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИКИ | |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ | |
4. УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ | |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРАКТИКИ |
1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ УП. 01
1.1 Место учебной практики УП.01
Программа учебной практики УП.01 профессионального модуля ПМ.01 «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем» специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах» укрупнённой группы 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника», в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент. |
|
Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля. |
|
Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств. |
|
Выполнять тестирование программных модулей. |
|
Осуществлять оптимизацию программного кода модуля. |
|
Разрабатывать компоненты проектной и технической документации с использованием графических языков спецификаций. |
Программа учебной практики УП.01 профессионального модуля ПМ.01 «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников для специальностей 09.02.03 Программирование в компьютерных системах при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2 Цели и задачи учебной практики УП.01
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе учебной практики УП.01 должен:
иметь практический опыт:
разработки алгоритма поставленной задачи и реализации его средствами автоматизированного проектирования;
разработки кода программного продукта на основе готовой спецификации на уровне модуля;
использования инструментальных средств на этапе отладки программного продукта;
проведения тестирования программного модуля по определенному сценарию;
уметь:
осуществлять разработку кода программного модуля на современных языках программирования;
создавать программу по разработанному алгоритму как отдельный модуль;
выполнять отладку и тестирование программы на уровне модуля;
оформлять документацию на программные средства;
использовать инструментальные средства для автоматизации оформления документации;
знать:
основные этапы разработки программного обеспечения;
основные принципы технологии структурного и объектно-ориентированного программирования;
основные принципы отладки и тестирования программных продуктов;
методы и средства разработки технической документации.
1.3 Количество недель (часов ) на освоение программы учебной практики УП.01
Всего 1,5 недели, 54 часа.
2 РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИКИ
Результатом учебной практики УП.01 профессионального модуля ПМ.01 «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем» является освоение общих компетенций (ОК):
Наименование результата практики |
|
- |
|
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | |
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. | - |
квалификации |
|
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
профессиональных компетенций (ПК):
Вид профессиональной деятельности | Наименование результатов практики |
|
Освоение основного вида профессиональной деятельности | использования ресурсов локальных и глобальных компьютерных сетей; управление файлами данных на локальных, съёмных запоминающих устройствах, а так же на дисках локальной компьютерной сети и в интернете; распечатка, тиражирование и копирование документов на принтере и др. оргтехнике. текущий контроль в форме отчета по каждой практической работе. экзамен квалификационный по модулю. |
|
грамотность и точность работы в прикладных программах: текстовых и графических редакторах, базах данных, редакторе презентаций; скорость поиска информации в содержимом баз данных. |
||
точность и грамотность настройки электронной почты, серверного и клиентского программного обеспечения: скорость поиска информации с помощью технологий и сервисов интернета; точность и грамотность ввода и передачи информации с помощью технологий и сервисов интернета. |
||
грамотность использования методов и средств защиты информации от несанкционированного доступа; правильность и точность резервного копирования и восстановления данных; |
||
грамотность и точность работы с файловыми системами, различными форматами файлов, программами управления файлами; |
||
ведение отчётной и технической документации. |
3 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ УП.01
3.1 Тематический план
Коды формируемых компетенций | Наименование профессионального модуля | Объем времени , отведенный на практику (в неделях , часах ) | Сроки проведения |
ПК 1.1 - ПК 1.6 | ПМ.01 «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем» | 1,5 недели, 54 часа |
3.2 Содержание практики
Виды деятельности | Виды работ | Наименование учебных дисциплин , междисциплинарных курсов с указанием тем , обеспечивающих выполнение видов работ | Количество часов (недель ) |
|
«Освоение основного вида профессиональной деятельности» | Тема 1. Введение. Алгоритмы решения задач. Структура линейного алгоритма. Структура циклического алгоритма. Алгоритм подпрограммы (функции). | Сформированы знания по основам создания специальных объектов | ||
Тема 2 . Среда Skratch (Скретч). | Сформированы знания по основам средств автоматизации процесса Сформированы знания по основам анимационных эффектов к объектам; использование гиперссылок и кнопок; настройка демонстрации; презентации, сохраненной в разных форматах. | МДК.01.01 «Системное программирование» | ||
Тема 3 . Создание обучающей программы (урок с предмета). | Сформированы знания по основам анализа данных с использованием функций процессора | МДК.01.02 «Прикладное программирование» | ||
Тема 4. Разработка игровой программы. | Сформированы знания по основам вычисление итоговых характеристик | МДК.01.01 «Системное программирование» | ||
Тема 5. Язык графического программирования LabVIEW. | Сформированы знания по основам создания теста процессора. | МДК.01.02 «Прикладное программирование» | ||
Тема 6. Создание приложения с использованием LabVIEW. | Сформированы знания основ диалога пользователя с системой | МДК.01.02 «Прикладное программирование» | ||
Тема 7 Многократное использование фрагмента программы. | Сформированы знания по операторам и функциям системы. | МДК.01.02 «Прикладное программирование» | ||
Тема 8 Практикум по LabVIEW. Охрана труда при работе с компьютером на рабочем месте пользователя. | Сформированы знания по вычислениям элементарных функций. Сформированы знания по Охране труда. | МДК.01.02 «Прикладное программирование». ОП.18 «Охрана труда» | ||
Тема 9 Выводы. Составление отчета по практике. | Сформированы умения анализа компьютерных технологий, решения задач Сформированы умения. | МДК.01.01 «Системное программирование» МДК.01.02 «Прикладное программирование» МДК.04.01 «Офисное программное обеспечение» |
4 УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ УП. 01
4.1 Требования к документации , необходимой для проведения практики :
Рабочая программа учебной практики УП.01 профессионального модуля ПМ.01. «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем» является частью программы подготовки специалистов среднего звена Государственным профессиональным образовательным учреждением «Донецкий промышленно-экономический колледж» в соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах», основана на учебном плане по специальности, рабочей программе по дисциплинам МДК.01.01 «Системное программирование», МДК01.02 «Прикладное программирование», методических рекомендациях по учебно-методическому обеспечению практики студентов, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования.
4.2 Требования к учебно-методическому обеспечению практики :
перечень утвержденных заданий по видам работ, методических рекомендаций для студентов по выполнению работ, рекомендации по выполнению отчетов по практике.
4.3 Требования к материально-техническому обеспечению :
организация производственной практики требует наличия кабинетов и лаборатории.
Оборудование кабинета и рабочих мест:
посадочные места по количеству студентов (стол, компьютер, стул);
рабочее место преподавателя (стол, компьютер, стул);
шкаф для хранения учебно-наглядных пособий и носителей информации;
задания для индивидуального подхода при обучении, организации самостоятельной работы и упражнений, студента на компьютере;
справочной и методической литературы;
набор системных, прикладных и обучающих программ для ПК на оптических и электронных носителях;
журнал инструктажа студентов по охране труда;
комплект учебно-наглядных пособий.
Технические средства обучения:
учебные ПК;
комплект интерактивного оборудования (проектор, экран, колонки);
средства пожаротушения (огнетушитель).
аудиторная доска;
персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
принтер лазерный;
Оборудование кабинета и рабочих мест инструментальных средств разработки: персональные компьютеры (монитор, системный блок, клавиатура, мышь), комплект учебно-методической документации, программное обеспечение в соответствии с содержанием дисциплины (оболочки языков программирования).
Все компьютеры в классе объединены в локальную сеть, имеют доступ к сетевому хранилищу информации и имеют доступ в сеть Интернет.
Коммуникационное оборудование:
сетевые адаптеры;
сетевые кабели;
беспроводное оборудование WiFi.
Компоненты для монтажа сетей, оборудование для монтажа.
4.4 Перечень учебных изданий , Интернет ресурсов , дополнительной литературы
Основные источники:
Олифер В.Г. Сетевые операционные системы: учебник для вузов/ В.Г.Олифер, Н.А.Олифер. - 2-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2009,2008. - 668 с.:
Э. Таненбаум. Операционные системы. Разработка и реализация. СПб.: Питер, 2006. - 568 с.
Пупков К.А. Освоение операционной системы Unix / К.А.Пупков, А.С.Черников, Н.М.Якушева. - Москва: Радио и связь, 1994. - 112 с.
Л. Бек Введение в системное программирование - М.: Мир, 1988.
Грекул В.И., Денищенко Г.Н., Коровкина Н.Л. Проектирование информационных систем / Москва: Бином, 2008. – 304 с.
Липаев, В. В. Программная инженерия. Методологические основы [Текст]: Учеб. / В. В. Липаев; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: ТЕИС, 2006. - 608 с.
Лаврищева Е. М., Петрухин В. А. Методы и средства инженерии программного обеспечения. - Учебник
Иан Соммервилл. Инженерия программного обеспечения, 6-ое издание.: Пер. с англ. ―М. :Издательский дом "Вильямс", 2002.―624 с.
Еxcel 2010: профессиональное программирование на VBA.: Пер. с англ. - М.: ООО “И.Д. Вильямс”, 2012. - 944 с. : ил. - Парал. тит. Англ
Фаулер М. Рефакторинг: улучшение существующего кода.―Пер. С англ.―СПб: Символ-плюс, 2003.―432 с.
Дополнительные источники:
Волков В.А. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к выполнению практических работ по дисциплине «Системное программирование», Донецк: ДОНПЭК, 2015.
Волков В.А. Методические указания к выполнению курсового проекта, Донецк: ДОНПЭК, 2015.
Интернет- ресурсы:
Системное программирование [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы: http://www.intuit.ru
Литература по дисциплине - http://www.internet-technologies.ru/books/
Электронный учебник «Введение в программную инженерию» - http://www.intuit.ru/studies/professional_skill_improvements/1419/info
Электронный учебник «Технология программирования» -http://bourabai.kz/alg/pro.htm
4.5 Требования к руководителям практики от образовательного учреждения и организации
Требования к руководителям практики от образовательного учреждения:
инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов и общепрофессиональных дисциплин. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
Мастер производственного обучения: наличие 5–6 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
5 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ УП. 01
Форма отчетности по учебной практике УП.01 – отчет по практике, оформленный согласно требованиям методических рекомендаций.
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели результата подготовки | Формы и методы контроля |
ПК 1.1. Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент | Разработка алгоритма поставленной задачи и реализации его средствами автоматизированного проектирования | Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практике. |
ПК 1.2. Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля. | Знать основные принципы технологии структурного и объектно-ориентированного программирования. Осуществлять разработку кода программного модуля на современных языках программирования. |
|
ПК 1.3. Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств | Выполнять отладку и тестирование программы на уровне модуля. |
|
ПК 1.4. Выполнять тестирование программных модулей. | Создавать программу по разработанному алгоритму как отдельный модуль. |
|
ПК 1.5. Осуществлять оптимизацию программного кода модуля | Разработка кода программного продукта на основе готовой спецификации на уровне модуля. |
|
ПК 1.6. Разрабатывать компоненты проектной и технической документации с использованием графических языков спецификаций | Знать методы и средства разработки технической документации. Оформлять документацию на программные средства. Использовать инструментальные средства для автоматизации оформления документации. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Проявление постоянного интереса к будущей профессии; - обоснованность применения освоенных профессиональных компетенций; | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по производственной практике; |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Обоснование постановки цели, выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач; Проведение самоанализа и коррекции результатов собственной работы | Оценка на практических занятиях при выполнении работ; Наблюдение в ходе практики; Самоанализ |
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. | Результативность принятия решений стандартных и нестандартных профессиональных задач за определенное время; Результативность плана по оптимизации качества выполненных работ | Интерпретация результатов наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе выполнения заданий |
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Отбор и анализ необходимой информации для четкого и быстрого выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | Экспертная оценка в ходе выполнения работ; Самоконтроль в ходе постановки и решения проблем |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. | умение пользоваться информационно-коммуникационных технологиями для решения профессиональных задач | оценка выполнения заданий |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать её сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Умение взаимодействовать с группой, преподавателями, мастером производственного обучения | |
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчинённых, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. | - проведение самоанализа и коррекции результатов собственной работы и работы команды | Наблюдение за ходом работы в группе в процессе производственной практики |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | Организация самостоятельной работы по формированию творческого и профессионального имиджа; Организация работ по самообразованию и повышению квалификации | Наблюдение и оценка в процессе производственной практики; Рефлексивный анализ (алгоритм действий обучающегося); Дневник по практике; Анализ портфолио обучающегося |
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. | Анализ инноваций в области технологических процессов разработки и изготовления швейных изделий | Оценка решений ситуационных задач; Деловые и организационно-обучающие игры; Наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе производственной практики |
Аннотация рабочей программы профессионального модуля
название профессионального модуля
1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО 09.02.07 Информационные системы и программирование, входящей в укрупненную группу специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в в рамках подготовки специалистов по курсу «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем» на основании основного общего образования. Опыт работы не требуется.
Рабочая программа составляется для очной, заочной, заочной с элементами дистанционных образовательных технологий формам обучения.
2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
В результате освоения обязательной части модуля обучающийся должен иметь практический опыт:
Разработки алгоритма поставленной задачи и реализаций его средствами автоматизированного проектирования;
Разработки кода программного продукта на основе готовой спецификации на уровне модуля;
Использования инструментальных средств на этапе отладки программного продукта;
Проведения тестирования программного модуля по определенному сценарию.
В результате освоения обязательной части модуля обучающийся должен уметь:
Осуществлять разработку кода программного модуля на современных языках программирования;
Создавать программу по разработанному алгоритму как отдельный модуль;
Выполнять отладку и тестирование программы на уровне модуля;
Оформлять документацию на программные средства;
Использовать инструментальные средства для автоматизации оформления документации.
В результате освоения обязательной части модуля обучающийся должен знать:
Основные этапы разработки программного обеспечения;
Основные принципы технологии структурного и объектно-ориентированного программирования;
Основные принципы отладки и тестирования программных продуктов;
Методы и средства разработки технической документации.
6. Разработка программного кода с использованием структурного программирования
7. Разработка программного кода с использованием пошаговой детализации
8. Разработка программного кода с использованием модульного программирования
9. Инициализация массивов
10. Реализация динамических структур с помощью массивов
11. Разработка программного кода с использованием структур
12. Разработка программного кода с использованием функций
13. Разработка программного кода с использованием разыменовывания указателей
14. Осуществление ввода-вывода
15. Осуществление файловых потоков
16. Осуществление строковых данных
17. Разработка статических классов
18. Разработка динамических классов
19. Разработка абстрактных классов
20. Разработка шаблонов классов
21. Выполнение отладки программного кода
22. Выполнение сортировки методом пузырька
23. Выполнение сортировки методом вставки
24. Выполнение сортировки методом Хоаре
25. Проведение тестирования программного кода принципом «белого ящика»
26. Проведение тестирования программного кода принципом «серого ящика»
27. Проведение тестирования программного кода принципом «черного ящика»
28. Осуществление оптимизации программного кода
29. Осуществление поисковой оптимизации программного кода
30. Составление технической документации
31. Составление алгоритмов работы с графикой
32. Инициализация графической системы
33. Работа с окнами и координатами
34. Работа с графическими примитивами
35. Создание анимационной картинки
36. Составление пользовательской документации
Порядок разработки программного модуля.
- 1. изучение и проверка спецификации модуля, выбор языка программирования; (т.е. разработчик, изучая спецификацию, выясняет, понятна она ему или нет, достаточно ли полно она описывает модуль; затем он выбирает язык программирования, на котором будет написан модуль, хотя язык программирования может быть единым для всего ПС)
- 2. выбор алгоритма и структуры данных (здесь выясняется не известны ли какие-либо алгоритмы для решения поставленной задачи и если есть, то воспользоваться им)
- 3. программирование модуля (написание кода программы)
- 4. шлифовка текста модуля (редактирование имеющихся комментариев, добавление дополнительных комментариев, для того чтобы обеспечить требуемое качество)
- 5. проверка модуля (проверяется логика работы модуля, отлаживается его работа)
Применяются следующие методы контроля программного модуля:
- - статическая проверка текста модуля (текст прочитывается с начала до конца с целью найти ошибки в модуле. Обычно для такой проверки привлекают, кроме разработчика модуля, еще одного или даже нескольких программистов. Рекомендуется ошибки, обнаруживаемые при такой проверке исправлять не сразу, а по завершению чтения текста модуля)
- - сквозное прослеживание (вручную прокручивается выполнение модуля (оператор за оператором в той последовательности, какая вытекает из логики работы модуля) на некотором наборе тестов)
- 6. компиляция модуля.
Структурное программирование.
На сегодняшний день самой популярной методикой программирования является структурное программирование «сверху-вниз».
Структурное программирование - это процесс пошагового разбиения алгоритма на все более мелкие части, с целью получить такие элементы, для которых можно легко написать конкретные предписания.
Два принципа структурного программирования:
- 1. последовательная детализация «сверху - вниз»
- 2. ограниченность базового набора структур для построения алгоритмов любой степени сложности
Требования структурного программирования:
- 1. программа должна составляется мелкими шагами, таким образом, сложная задача разбивается на достаточно простые, легко воспринимаемые части.
- 2. логика программы должна опираться на минимальное число достаточно базовых управляющих структур (линейные, разветвляющиеся и циклические структуры)
Основные свойства и достоинства структурного программирования:
- 1. уменьшение сложности программ
- 2. возможность демонстрации правильности программ на различных этапах решения задачи
- 3. наглядность программ
- 4. простота модификации (внесения изменения) программ.
Современные средства программирования должны обеспечивать максимальную защиту от возможных ошибок разработчика.
Тут можно провести аналогию с развитием методов управления автотранспортом. Сначала безопасность обеспечивалась за счет разработки правил движения. Затем появилась система разметки дорог и регулирования перекрестков. И, наконец, стали строиться транспортные развязки, которые в принципе предотвращают пересечение потоков машин и пешеходов. Впрочем, используемые средства должны определяться характером решаемой задачи: для проселочной дороги вполне достаточно соблюдения простого правила - "смотри под ноги и по сторонам".
Основная идея структурного программирования: программа должна представлять собой множество блоков, объединенных в виде иерархической древовидной структуры, каждый из которых имеет один вход и один выход.
Любую программу можно построить, используя лишь три основных типа блоков:
- 1. функциональный блок - отдельный линейный оператор или их последовательность;
- 2. блок разветвления - If
- 3. обобщенный цикл - конструкция типа While
Существенно, что каждая из этих конструкций имеет по управлению только один вход и один выход. Тем самым, и обобщенный оператор имеет только один вход и один выход.
Структурное программирование иногда называют еще "программированием без GO TO". Однако дело здесь не в операторе GO TO, а в его беспорядочном использовании. Очень часто при воплощении структурного программирования на некоторых языках программирования оператор перехода (GO TO) используется для реализации структурных конструкций, не снижая основных достоинств структурного программирования. Запутывают программу как раз "неструктурные" операторы перехода, особенно переход на оператор, расположенный в тексте модуля выше (раньше) выполняемого оператора перехода. Тем не менее, попытка избежать оператора перехода в некоторых простых случаях может привести к слишком громоздким структурированным программам, что не улучшает их ясность и содержит опасность появления в тексте модуля дополнительных ошибок. Поэтому можно рекомендовать избегать употребления оператора перехода всюду, где это возможно, но не ценой ясности программы.
К полезным случаям использования оператора перехода можно отнести выход из цикла или процедуры по особому условию, "досрочно" прекращающего работу данного цикла или данной процедуры, т.е. завершающего работу некоторой структурной единицы (обобщенного оператора) и тем самым лишь локально нарушающего структурированность программы. Большие трудности (и усложнение структуры) вызывает структурная реализация реакции на возникающие исключительные (часто ошибочные) ситуации, так как при этом требуется не только осуществить досрочный выход из структурной единицы, но и произвести необходимую обработку этой ситуации (например, выдачу подходящей диагностической информации). Обработчик исключительной ситуации может находиться на любом уровне структуры программы, а обращение к нему может производиться с разных нижних уровней. Вполне приемлемой с технологической точки зрения является следующая "неструктурная" реализация реакции на исключительные ситуации. Обработчики исключительных ситуаций помещаются в конце той или иной структурной единицы и каждый такой обработчик программируется таким образом, что после окончания своей работы производит выход из той структурной единицы, в конце которой он помещен. Обращение к такому обработчику производится оператором перехода из данной структурной единицы (включая любую вложенную в нее структурную единицу).
Вообще говоря, главное в структурном программировании - грамотное составление правильной логической схемы программы, реализация которой языковыми средствами - дело вторичное.